Рабаульский Дьявол: японский ас из асов с 88 победами, который погиб в пасажирском самолете.




"В океане военных, отражая всех выдающихся пилотов, как уважаемый Буддой человек"


Так переводится имя, данное японскому пилоту Хироёши Нишизав посмертно, после его гибели в 1944 году. Его уход был внезапным и неожиданным; разочаровыващий конец выдающейся истории. В смерти, его командиры почитали его Дзен-буддистским прозвищем: Букай-ин Кохан Гико Къёши. При жизни, однако, он заслужил соверешенно другой титул.

Его называли "Рабаульский дьявол", и совершенно небезосновательно.
Для своих врагов этот парень обладал ужасной репутацией. Вторая мировая война охватила все уголки мира, но именно на востоке, где силы альянса столкнулись с сокрушительной силой японских военно-воздушных сил, большая часть исхода боя определялась именно ростом количества асов.


Зачисленные в Тайнан-кокутай пилоты в Лаэ (Новая Гвинея) в 1942 году. Некоторые из этих пилотов числились среди лучших асов Японии, среди них: Тошио Оота (средний ряд, крайний левый), Сабуро Сакай (сидит рядом с Оота, второй слева, средний ряд) и Хироёши Нишизава (стоит, крайний левый). Эти пилоты сражались против пилотов-истребителей Альянса в битвах за Гуадканал и Соломоновы острова.

Квалифицированные пилоты с обоих сторон сражались в немыслимых ужасающих боях, совершали смелые налеты против врага, а так же при поддержке союзников сражались в воздухе, на суше и на море. И при всем этом, даже среди своих асов не было больше ни одного такого, как Нишизава.
Это был человек, который, казалось, не боялся смерти - человек, чья смелость и отвага не знали границ. Это был человек, который без разрешения вышестоящего руководства совершил шесть последовательных полетов-петель над вражескими позициями.
Вызывающий пилотаж, исполненный ранним летом 1942 года едва не стоил ему жизни. Вместо этого, солдаты (противника) воздержались от огня, и когда Нишизава вернулся на базу, туда уже пришло письмо с поздравлениями за его маневры - и приглашением вернуться обратно для, так называемого, "всеобщего приветствия", которого он заслужил.


Хироёши Нишизава в его Mitsubishi Zero A6M3 Модель 22 (хвостовой номер UI-105) из 251 кокутая над Соломоновыми островами, май 1943.

Естественно, Рабаульский Дьявол отказался от этого приглашения, но если до этого дня враги сомневались в это умениях, то после этого дня все сомнения разом отпали.
На самом деле, даже для своих товарищей он казался человеком из легенды. Нишизава был известен своим странным и замкнутым нравом, но, кажется, он был доволен своим статусом аутсайдера, поскольку его известность возростала. Высокий, тонкий и невообразимо бледный, Нишизава был излишне далек от грядущего, и даже когда его имя стало синонимом смелости и доблести, он предпочел это держать при себе.
Вероятно, он казался объектом для поклонения, но единственным местом, где ему было комфортно, было небо.
И даже после смерти, некоторые элементы таинственности и мистики намертво приклеены к этому человеку, который, как казалось, сам был истинно мифическим. Нишизава уже успел принять участи в ряде ключевых битв, сражаясь в этом географическом театре войны, а в октябре 1944 года принял участие в сопровождении первых налетов камикадзе против Альянса. И пусть его присутствие ограничивалось только поддержкой с воздуха пяти бомбардировщиков, произошло нечто странное.


Mitsubishi Zero A6M2 Model 21 готовы к взлету

Молодой пилот наблюдал, как самолеты его страших товарищей мчатся к своей смерти, а их самолеты врываются в американские линкоры внизу. Под руководством лейтенанта Юкио Секи, взрывы от четырех бомбардировщиков спровоцировали цепную реакцию взрывов на всех судах. В небе же, учавствуя в бою, Нишидзава так же собственноручно сбил два самолета F6F Hellcats американской войск, тем самым увеличив количество погибших от этой атаки до 88 человек. Это была чистейшая победа японских войск, но даже сражаясь, Нишизава показал поразительную проницательность.
И пока перед его глазами разворачивалась настоящая резня, он увидел свою собственную смерть. И хоть рассказы несколько разнятся по своей природе в точности той судьбы, которую он предусмотрел для себя, из миссии он вернулся без тении сомнения в своей голове. Как для Рабаульского дьявола, ему казалось, что конец близок.
И снова-таки, он был верен своему мужеству. В то время, как кто-либо другой пытался убежать от своей судьбы, Рабаульский дьявол не терял времени, чтобы с этой самой судьбой встретиться. Уже на следующий день, пребывая все еще в предчувствии близкого конца, он самолично подал прошение на участие в следующей миссии камикадзе. Если ему суждено было умереть, Нишидзава хотел это сделать в своем стиле.


Нишизава на своем UI-105 и саттелит, 7 мая 1943 года.

И, конечно же, его просьба была отклонена.
Это было бы безумием, списывать со счета человека его калибра, но это очень сильно подорвало его боевой дух. Все знали Нишидзаву как аса из асов и было бы просто немыслимо потерять его в миссии камикадзе. Однако, в стиле всех великих мифов трагедия и ирония шли рука об руку. Отвергнув его желание, начальство Нишидзавы предопределило судьбу своего пилота.

В конце концов, его определили для другой миссии, и уже на следующее утро он отправился в качестве пассажира в транспортном самолете, вылетевшего из Мабалаката (Филлипины). Погода был отличной, безветренной, небо чистым - этот регион всегда отличался своим мягким климатом. Фактически новая миссия не была сложной, они просто должны были перевезти новые самолеты из Кларк Филд (Филлипины). Личный самолет Zero Нишидзавы к тому времени уже был уничтожен в предыдущем бою.


В небе над небольшим островом Миндоро ас из асов встретил свою судьбу.

Высоко, в октябрьском небе над Миндоро на отдалении появилось два самолета. Они были далеко, но очень быстро сокращали дистанцию. Американские истребители, два F6F Hellcats, устремились в погоню, даже не шибко соображая, за кем именно они охотятся. Как только все три самолета пролетели над городом Калапан, американский летчик-лейтенант отдал приказ бить на поражение.

В 24 года, через несколько дней после того, как он предсказал свою смерть, Нишидзава погиб.


Разрушенный транспортный самолет Nakajima Ki-49, в котором погиб Нишидзава.

За свою короткую карьеру японский ас из асов успел заслужить уважение, как среди врагов, так и среди своих товарищей. Он был признан символом храбрости, патриотизма и бесстрашия перед лицом смерти на национальном уровне. Хироёши Нишидзава по сегодняшний день является человеком, связь которого с реальностью и мифами уникальна; человеком, который соперничал с остальными своим таинственным и навевающем воспоминания характере.
Как и все великие фигуры истории, ныне известный как Букай-ин Кохан Гико Къёши, жив и даже после своей смерти. В океане военных действий он запомнится как почитаемый буддист, ас из асов и Рабаульский дьявол.

(c) Malcolm Higgins